- Наверняка, я угадал необходимый эпизод: пришел со собственным перебитым носом, разболтанностью, в обычный куртке, и меня приняли. Для кино стартовало свежее время… – так заявляет Жан-Поль Бельмондо о собственном первом великом триумфе – основной роли в знаменитом кинофильме кого-то из фаворитов «свежей волны» Жана-Люка Годара «На заключительном дыхании», вышедшем на экраны мира на этапе 1960-х.
Картина данная издавна теснее стала классикой. И герой Бельмондо – обаятельный авантюрист, маргинал и бунтарь, с бесшабашной обреченностью играющий со гибелью, – и уже не эпатирует публику. Стали обыкновенными и годаровские «драный установка», подчеркнутые пренебрежительности композиции, ракурсов и освещения, импровизация в разговорах и обстановках, снятых «сокрытой на камере», пришедшие на замену «академическому» реализму «папенькиного кино» 1940-х – 1950-х. Кинофильм поделил судьбу всех настоящих открытий, когда бы то ни было идущих в тираж. И тут теснее в 1980-х Джим Мак-Брайд снял цветной римейк под таким же заглавием, перенеся действие в Америку и пригласив на основную роль Ричарда Гира…
Но данные 30 с излишним лет Жан-Поль Бельмондо совсем не устремлялся «стричь купоны» с кинофильма Годара. Год за годом он упрямо оттачивал собственный мастерство, оставаясь фаворитом публики.
Он появился в семье архитектора. С юношества увлекался спортом: бокс, футбол, фехтование. Выступал в труппе бродячего цирка, где выполнял критичный номер, проезжая на байке по канату, натянутому под куполом «Шапито»… Потом – учеба на артистическом факультете парижской консерватории, работа в театре, коя не принесла ему популярности.
Невзначай оказавшись на съемочной площадке малометражного кино «Мольер», Жан-Поль начал собственную артистическую карьеру. Поиграл немного эпизодических ролей в картинах братьев Марка и Ива Аллегре, в «Лгунах» маститого Марселя Карне. Хотя только 10 кинороль Бельмондо – в кинофильме «На заключительном дыхании» – оказалась ему выигрышным билетом. Совместная работа с Годаром продолжилось в картинах «Представительница слабого пола есть барышня» и «Полоумный Пьеро», где его партнерами были Анна Карина и Жан-Клод Бриали.
Гулкий фуррор имели роли Бельмондо в кинокартинах распространенных европейских мастеров Клода Шаброля, Клода Сотэ, Питера Брука, Жана-Пьера Мельвиля. 1 из «основателей» неореализма Витторио Де Сика пригласил его быть партнером Софи Лорен в эмоциональной драме «Чочара», повествующей о жизни обычных итальянцев в тяжкие армейские годы. Теснее в тех случаях Бельмондо определил широту собственного артистического спектра: в «Чочаре» его герой был образован, добр, способен на мощное и основательное чувство, в чем-то в том числе и застенчив…
Очевидно, были и наименее ощутимые работы. «Назовите артиста, который снимался бы исключительно в шедеврах! – резонно отмечает Бельмондо в каком-то из интервью. – Когда даешь согласие только на выдающиеся роли, то в течение жизни поиграешь два-три раза».
Относительно любви к ясному веселительному зрелищу, то она была чистосердечней. Жану-Полю нравилось довольствоваться в отсутствии дублеров в небезопасных трюках. Здесь его не затормозила в том числе и серьезное повреждение в период еще один авто кинопогони. Потому путь от звездные небеса «свежей волны» к звезде криминального жанра был у Бельмондо кратким. Еще в историко-приключенческой ленте Филиппа де Брока «Картуш» он прикрепил стиль собственного героя – отважного, отважного, успешного владельца мускулистого торса, смышленого покорителя дамских сердец, неудержимого в достижении цели (схожий образ Бельмондо поиграет и в кинофильме «Жены 2 года» Ж.-П.Раппено, деяние которого случается в эпоху Большой французской революции).
Почувствовав в де Брока режиссера, способного выдать ему достаточный платный триумф, Бельмондо снялся у него в приключенческой комедии «Человек из Рио», где его герой волею варианта попадал из Франции в экзотическую Бразилию и по ходу дела успешно одолевал массу необаятельных соперников.
Спустя 10 лет Филипп де Брока и Бельмондо остроумно спародировали сюжеты и героев аналогичных лент в «Прекрасном». Бельмондо поиграл тут 2 роли – писателя бульварных детективов Франсуа Мерлена и безбоязненного агента «бондов